LEFT SIDEBAR PAGE

Предыдущая страница А у нас? — спросил я у старика-сварщика. У нас сваривают сотую часть того, что можно было бы сваривать. У нас боятся нового метода работы. Около миллиона рублей экономии должна была бы дать электросварка на Электрозаводе, если бы... если бы... Старик-сварщик рассказал мне интересную историю. Давно-давно, когда нас с вами не было еще на свете, решено было проложить первую железную дорогу из Санкт-Петербурга (так назывался Ленинград) в Москву. Это должно было дать большую выгоду и в деньгах и во времени. Ведь ездили на перекладных, т. е. лошадьми,— долго, дорого и неудобно. Расстояние, которое теперь поезд покрывает в одну ночь, тогда проезжали лошадьми почти целую неделю. Радоваться надо было бы новой железной дороге, которая к тому же была первой в России. Но царь собирался было приостановить прокладку пути. Ему написали извозчики, которым невыгодна была железная дорога, что русская земля «чугунки» (так называли поезд) не выдержит и провалится в ад. Сейчас над такой сказкой посмеется даже октябренок. А тогда, много десятков лет тому назад ее испугался хотя не очень умный, но взрослый человек—царь. В царской России всегда боялись всего нового, полезного, ценного, и из-за этого страна отстала от заграничной техники. Теперь нужно догонять в этом и перегонять заграничные страны— значит новшеств бояться нечего. Многие не боятся сварки, и результаты этого, сказываются быстро. Вот например Торецкий завод ввел у себя электросварку при изготовлении железных вагонеток для рудников. На каждой вагонетке это дало экономию в 5 р. 50 к., а при выпуске 60 ООО вагонеток в год—360 000 р. Но не только экономию и улучшение качества дает электросварка. На Электрозаводе сварщики показали мне стальную станину (остов станка), которая была разрезана пополам большой трещиной. Раньше, до введения сварки металлов, такую станину пришлось бы бросить, как лом. Теперь это только пустяковый изъян. Трещину попросту заварят. В отделе рационализации Электрозавода щелкали счеты и трещали арифмометры. Сюда мы пришли уже целой бригадой сварщиков, чтобы проверить, что сделал завод для уничтожения миллионной потери от дорогой и неудобной клепки, сменив ее фиолетовым язычком огня.